Губит людей вода
9 февраля 2004 года
Вчера по Казани прокатилась шокирующая новость: в 6.40 утра в подъезде дома №11 на улице Чехова был убит один из влиятельнейших людей города - гендиректор ГУП "Водоканал", депутат горсовета Григорий Арутюнов.
Киллеры проникли через три двери
Убийцы расправились с главой Водоканала, когда тот собирался на работу. 55-летний руководитель жил в новом элитном доме в районе Чеховского рынка, который был заселен лишь несколько месяцев назад. Григорий Андреевич вышел из своей квартиры, находящейся на первом этаже, а вот из подъезда выйти не успел. В него несколько раз выстрелили со спины. Пули попали в шею и
голову. Орудие убийства - пистолет с глушителем, рукоятка которого была обернута тканью, позже нашли тут же, в подъезде.
Жена, закрывшая за ним дверь квартиры, услышала странные хлопки, снова открыла дверь и увидела супруга лежащим в луже крови между массивными тройными дверями подъезда.
Киллеры, а их, говорят, было двое, выбрали весьма нетрадиционный путь для отступления. Они поднялись с первого этажа, где все и произошло, по лестнице на чердак. Оттуда перешли в соседний подъезд и уже через него вышли на улицу...
Водоканал, куда мы обратились за первыми комментариями о случившемся, пребывал в шоке. В коллективе сожалеют, что потеряли такого руководителя, хотя, как признались работники предприятия, столь жесткого и требовательного начальника надо еще поискать.
Зигзаги карьеры
Водоканал для Арутюнова был почти как дом родной. Он родился в Краснодарском крае, но большая часть его жизни была связана с Казанью. Здесь он закончил инженерно-строительный институт. Отслужив в армии, вернулся в столицу Татарстана и с тех пор работал в Водоканале, причем сразу же стал начальником отдела эксплуатации. Потом вырос до главного инженера, позже стал первым руководителем крупнейшего в Казани муниципального предприятия.
Однако в 1990 году Арутюнов неожиданно уехал в Крым, говорят, причиной этого стал конфликт с руководством города. В Севастополе он руководил строительным управлением, был заместителем гендиректора в крымском представительстве Татарстана.
К концу 90-х Водоканал дошел до ручки - предприятие, которому потребители задолжали
гигантские суммы за воду, находилось на грани банкротства. 9 казанской мэрии ломали голову, кого пригласить в качестве реаниматора этого предприятия, и в итоге пришли к мнению, что лучше Арутюнова с кризисом не справится никто.
Его вновь пригласили в Казань, и он вернулся. Побыв несколько месяцев на должности замначальника управления коммунального хозяйства, в 1998 году он снова занял руководяще] кресло в Водоканале.
На предприятии считают, что Арутюнов поднял Водоканал » ноги. Со свойственной суровостью он навел дисциплину - пресек повсеместное пьянство, обновил автопарк и порядком устаревшую технику. Предприятия, до сих пор числившиеся в злостных должниках, стали вовремя вносить платежи за потребленную воду.
И работники Водоканала без задержек, два раза в месяц, стали получать зарплату. Заодно вспомнили, что такое 13-я зарплата.
Гром грянул через три года. В I октябре 2001 года Камиль Исхаков вынужден был снять Арутюнова с должности в связи с печально знаменитой "холерной" историей. Именно его тогда сочли главным виновником трагедии. Когда люди стали поступать в инфекционную больницу с диагнозом "холера", врачи ринулись в Водоканал искать причину болезни. Однако Григорий Андреевич велел охране стоять насмерть и не пускать на сооружения Водоканала никого (это вообще было типично для погибшего руководителя). А потом, когда ситуация уже стабилизировалась, бросил 950 тысяч рублей на ликвидацию пруда в Азино, откуда пошла зараза.
Арутюнова тогда перевели в заместители. Но он виновником холерной вспышки себя не считал и стразу же начал судиться.
В конце ноября 2001 года Вахитовский суд восстановил его в должности.
Григорий Арутюнов не был публичным человеком, но при этом очень сильно влиял на жизнь столицы Татарстана. Шутка ли - командовать водоснабжением огромного мегаполиса? Расследованием его убийства сейчас занимается Прокуратура РТ. Но и по горячим следам понятна криминальная подоплека произошедшего. Деловые люди Казани знают, что монополист в лице Водоканала просто ставил всех на колени. Компромиссов не признавал. В делах использовались странные схемы. Не исключено, что в расчетах присутствовал черный нал. (Обо всем этом, кстати, рассказал нам и Алексей Семин, занимавшийся последние несколько месяцев расследованием дела по Водоканалу. Интервью с ним публикуется.) Как сообщают наши источники, та уверенность, с какой покойный вел дела, невзирая на
любые авторитеты), зиждилась не только на его личном бесстрашии. Во многих делах прослеживались интересы казанских группировок. В свое время, говорят, это были "жилкинские". Позже - "Перваки" и, вроде бы, "Борисково". Так все это или нет, разберется, надеемся, следствие. Однако уже сейчас можно признать, что в Казани давно не убивали столь вызывающим образом фигуру подобного ранга. Депутата, фактически госслужащего. Одного из теневых хозяев города. Попахивает первой половиной 90-х...
...На последней сессии Казгорсовета, когда бурно обсуждались тарифы на воду, один из авторов этих строк сидел по соседству с Григорием Андреевичем. Арутюнов делал вид, будто не имеет никакого отношения к происходящему и, не тратя времени даром, подписывал толстую пачку принесенных с собой документов.
Любовь ШЕБАЛОВА, Ринат БИЛАЛОВ.
«Восточный экспресс» № 5, 6 – 12 февраля 2004 г.
АРУТЮНОВА ПОДВЕЛА НЕПРОЗРАЧНОСТЬ
Считает Алексей Семин, пытавшийся оздоровить финансы Водоканала
В последнее время возглавляемый Григорием Арутюновым Водоканал находился под градом критики со стороны предпринимателей РТ.
Разрулить конфликт бизнеса и Водоканала должна была рабочая группа при Республиканской межведомственной комиссии по экономическим и социальным реформам, возглавляемая председателем республиканского комитета по антикризисному .управлению Алексеем СЕМИНЫМ.
Г-н Семин прокомментировал "Восточному экспрессу" происходящее вокруг Водоканала.
- Алексей Владимирович, из-за чего могло произойти убийство Арутюнова?'
- Все говорит о том, что убийство - заказное. На мой взгляд, условия для такого преступления могли сложиться из-за финансовой непрозрачности Водоканала.
Признаки кризиса на Водоканале для нас были очевидны. Предприятие стремилось решать свои проблемы за счет потребителей. Достаточно сказать, что на съезде предпринимателей в Челнах две трети выступлений были жалобами на действия Водоканала. Основные претензии к Водоканалу связаны с техусловиями, которые это предприятие заставляют выполнять за право подключения к своим сетям. У предпринимателей требовали средства в фонд развития Водоканала, вынуждали тянуть водоводы на другом конце города, вдали от объекта, который предприниматель хотел подключить к водоснабжению. Но в то же время от такого долевого участия бизнесменов в развитии своих сетей Водоканал имел в прошлом году всего 15 млн. рублей. Тогда как выдача лишь одного техусловия могла стоить десятки и даже сотни миллионов.
- Куда же исчезли деньги?
- Причина в том, что техусловия неожиданно менялись. Например, сначала предпринимателю выставляли счет на 50 млн., а через какое-то время, после переговоров, выдавали вместо него новый счет, допустим, на 500 тысяч. Я не компетентен судить о том, почему сумма уменьшалась в сотни раз. Выводы делайте сами...
- Существует ли способ сделать работу Водоканала прозрачнее?
- Да, наша рабочая группа предложила механизм, аналогичный тому, что существует в Москве. Смысл его в том, что предприниматель не участвует в строительстве сетей на условиях Водоканала, а платит за подключение по твердо установленному тарифу. Если эта схема будет работать, то Водоканал будет получать не 15 млн. в год от подключений, а 150 - 200. Однако Казгорсовет на своей последней сессии, в целом согласившись с нашей схемой, установил тарифы в несколько раз выше тех, что действуют в других городах. Другими словами, предпринимателям снова придется "договариваться" с Водоканалом,
У Водоканала существует программа развития до 2010 года, на которую нужно 10 млрд. рублей. И эти деньги взять будет неоткуда, пока его деятельность не станет прозрачной. И пока он не будет акционирован, инвестировать в него никто не будет. Но, к сожалению, администрация города на акционирование Водоканала не идет.
- Какое впечатление на вас производил Арутюнов как личность?
- Это был технарь очень высокого уровня, способный ответить на любой, даже самый мелкий вопрос, касающийся его предприятия. Но как финансист он либо не мог, либо не хотел выстроить здоровую финансовую схему Водоканала. Возможно, и то, и другое вместе. В общении он мог быть довольно резок, что часто вело к серьезным конфликтам. Но не думаю, что эта черта характера могла стать причиной трагедии.
Ринат Билалов.
«Восточный экспресс» № 5, 6 – 12 февраля 2004 г.